Ultrascan о масштабах «нигерийского» мошенничестваАвтор: Татьяна Никитина
По оценке [1,1 Мб]
Ultrascan, число активных участников «нигерийских» трансграничных
группировок превышает 300 тысяч, а количество их жертв исчисляется
миллионами. В минувшем году глобальный ущерб от этого вида
мошенничества превысил 9,3 млрд. долларов, тогда как в предыдущем
составлял 6,3 млрд.
Реализация «нигерийских» схем дороже всех обходится американцам и
англичанам, которые в прошлом году потеряли более 2,1 и 1,2 млрд.
долларов соответственно. Для сравнения российские пользователи
совокупно отдали мошенникам 105 млн. долларов. Ultrascan отмечает, что
ее оценки финансовых убытков весьма скромны и не учитывают тяжелых
последствий «нигерийских» атак, таких как потеря работы, банкротство,
продажа имущества, не говоря уже о моральном ущербе.
За год голландские активисты расследовали более 8 тыс. жалоб,
поданных жителями 152 стран, и обнаружили, что поле деятельности
«нигерийцев» расширяется в восточном направлении. Основными темами
мошеннических схем в Индии являются трудоустройство и получение
студенческих виз, в Китае — лотереи и предоплата доставки товара.
Жителей Южной Кореи и Вьетнама вовлекают в сомнительные аферы,
связанные с поставкой сырья и услуг; присылают им фальшивые чеки, манят
заокеанскими депозитами и сказочным наследством.
Большинство «нигерийских» скаммеров (250 тыс.), по оценке Ultrascan,
проживают в Нигерии, остальные действуют с территории 69 стран. Из
известных организованных группировок 72 действуют с территории Испании,
62 — из Великобритании, где предположительно скрывается более 5 тыс.
«нигерийских» резидентов. Согласно статистике Ultrascan, количество
участников мошеннических группировок в США и Гане превышает 2 тысячи,
хотя в реальности их численность может достигать 11,5 и 4,3 тыс.
соответственно. В России исследователи зафиксировали 6 действующих
«нигерийских» группировок, в состав которых входят более 50 человек (по
предположительным оценкам 280).
Результативней прочих работают британские и американские
«нигерийцы»: их доходы в прошлом году составили около 1,3 и 1,14 млрд.
долларов соответственно. Однако после дележа с партнерами больше всего
награбленных капиталов осталось в Швейцарии — около 570 млн. По России
эти цифры составляют 430 (до раздела) и 129 (после) млн. долларов.
Нередко «нигерийские» группировки, действующие с территории разных
стран, объединяют свои усилия и ресурсы. Ultrascan отмечает, что
международным центром отмывания денег, помимо Греции, теперь является
Малайзия, конкретно — ее столичные банки. Зачастую «нигерийцы»
оказываются владельцами национальных представительств Western Union или
Moneygram. По консервативным оценкам, около 10% таких агентств
осознанно пособничают скамерам, получая от них дивиденды.
Помимо служб денежных переводов, «нигерийцы» контролируют банки,
интернет-кафе, таможни, агентства по продаже и прокату автомобилей,
гостиницы. У одной из таких мошеннических группировок, занесенных в
базу данных Ultrascan, есть свои люди в почтовой службе, в банке,
кредитной организации, страховом агентстве, на транспорте, в нефтяной
компании, в посольстве, аэропорту, полиции, службе иммиграции,
клинической больнице, разведуправлении и государственном учреждении.
Говоря о категории мошенничества, связанной с рассылкой
«нигерийских» писем (лотереи, наследство), исследователи отметили, что
этот вид спама становится все более таргетированным. Структура и
содержание мошеннической схемы варьируются в соответствии со спецификой
конкретной группы пользователей. При этом сбор адресов и прочей
пользовательской информации осуществляют, как правило, сами участники
криминальной группировки, а для рассылки спама используются наемники.
Активисты с сожалением констатируют, что проблема «нигерийского»
мошенничества приобрела небывалый размах, а злоумышленники пользуются
полной безнаказанностью. Установить истинные размеры бедствия очень
трудно: из-за многообразия форм и средств, которые используют
«нигерийцы», нет объединенной статистики по этим способам
злоупотребления людским доверием; не хватает независимых исследований,
не создана единая база данных. Что касается защитных мер, то по тем же
причинам в национальных законодательствах пока отсутствуют целевые
законоположения; жалобы от пострадавших рассматриваются только в тех
случаях, когда налицо значительный финансовый ущерб, а механизмы
стимулирования подачи таких жалоб непопулярны.
|